13 ноября на базе детского сада № 85 состоялось очередное заседание методического объединения по работе с детьми с ОВЗ, на которое были приглашены старшие воспитатели структурных подразделений МКДОУ д/с «Гармония». Темой встречи стало соблюдение норм законодательства во взаимодействии ДОО с родителями ребёнка с ОВЗ и инвалидностью. В теоретической части встречи были обозначены специфические функции семей, воспитывающих детей с ОВЗ:
- реабилитационно-восстановительная функция;
- функция эмоционального принятия;
- коррекционно-образовательная функция;
- приспособительно-адаптирующая функция;
- профессионально-трудовая функция;
- функция личностно-ориентированного подхода;
- рекреационная функция;
- социализирующая функция.
Главнейшим условием успешности развития ребенка с особенностями развития являются адекватные детско-родительские отношения. Появление больного ребенка в семье в большинстве случаев изменяет весь ее уклад, влияет на психологический климат в семье: все члены семьи находятся в состоянии стресса. На протяжении первых лет жизни этот стресс не уменьшается, а в ряде случаев нарастает. Возникают неровные, а часто и конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий, специфичных средств, методов, путей обучения.
Что может помочь в общении с такими родителями:
- Такт в разговоре с родителями (обидчивы, первоначально настроены на защиту) Исключить жалобы на ребенка: говорить о его потенциальных возможностях и о способах решения проблем.
- Не предъявлять претензий к родителям.
- Всегда подчеркивать свою заинтересованность судьбой ребенка.
- Беседовать в присутствии ребенка и только в исключительных случаях приглашать на конфиденциальную беседу.
- Сопоставлять свои требования и возможности семьи.
- Договариваться о совместных конкретных делах.
- Не давать пустых обещаний, выражать осторожный оптимизм.
Все участники круглого стола ещё раз подчеркнули нормативные основы взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ:
- Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ»
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
После детальной работы с нормативными актами участникам встречи были предложены 4 спорные ситуации взаимодействия с родителями ребёнка с ОВЗ и предложены правильные пути решения в каждой из них. С целью проверки собственных установок по организации работы с такими родителями старшим воспитателям была предложена игра «согласен/не согласен», по окончании которой состоялось детальное обсуждение правильных с точки зрения законодателства ответов на каждый вопрос игры. По окончании встречи старшим воспитателям было рекомендовано воспользоваться материалами круглого стола и провести подобное общение в стенах своих структурных подразделений.