Общественная презентация «Лепбук – универсальное учебное средство вовлечения детей с ОВЗ в образовательную деятельность»

В соответствии с ФГОС дошкольного образования каждый педагог сегодня ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам, соответствовали бы их возрасту, наиболее эффективно решали бы педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Особенно актуальным представляется этот поиск при организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. На одном из апрельских заседаний методического объединения «Организация образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами» педагогам структурных подразделений МКДОУ д/с «Гармония» было предложено разработать лепбук — как универсальное учебное средство вовлечения детей с ОВЗ в образовательную деятельность. «Лэпбук»– в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная  папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях. 28 апреля на базе СП д/с № 85 состоялась общественная презентация созданных коллективами педагогов лепбуков. Первыми представляли свою разработку педагоги СП д/с № 1, которая была посвящена детям с нарушениями речи. Достоинством предложенного лепбука стала лёгкая трансформируемость его страниц, содержащих креативные, а порой, и весьма неожиданные педагогические находки в выборе и оформлении материала. Задания на звукоподражание, сказки под музыкальное сопровождение педагога, «Колесо потешек», свободная художественная деятельность, мозайка «Собери зайку», магазин игрушек – вот такой комплект методических и дидактических «изюминок» представили педагоги. Далее опытом работы с детьми с РАС делились педагоги СП д/с № 33. Лепбук этого детского сада участники мероприятия запомнят по набору дидактических игр, подготовленных специально для детей-аутистов педагогами и родителями: «Мышкин домик», «Мягкие вкладыши», «Волшебные кружева», «Укрась ёлку», «Тарелочки и ложечки». Как известно, дети с РАС могут в одиночестве часами выкладывать фигурки; они, как правило, не слушают сказок; постоянно испытывают дефицит тактильных ощущений. Именно эти их особенности постарались учесть авторы лепбука, и это, по мнению аудитории, им удалось. Детям с нарушением зрения посвятили свой лепбук педагоги СП д/с № 101. Воспитанников с таким нарушением год от года становится всё больше, в связи с чем растёт актуальность выбора подходящих форм и методов работы с ними. Разнообразные игры, тренинги и упражнения презентовали авторы лепбука зрителям, предложив поучаствовать в выполнении некоторых из них: короткие упражнения-забавы, игра «Собери бусы и браслеты», тренинг «Овощи-фрукты» по методу проф. О.Панкова, путешествие по материкам «Танечка и Ванечка», лабиринт «Помоги слонёнку добраться до банана», разрезные картинки-пазлы «Лесные жители Урала», картинки-абстракции, головоломки, игры «Одень куколку», «Большая стирка», теневой театр и др. Презентуя разработку, педагоги включали в свою речь пояснения по особенностям зрительных нарушений, демонстрируя педагогическую эрудицию и основательность при выполнении задания. Тематический лепбук «Весенняя прогулка» для работы с детьми с ЗПР представили педагоги СП д/с № 182. Расположенные по часовой стрелке задания посвящены формированию представлений детей об окружающем мире и включают следующее: игры «Подбери одежду для прогулки», «Рассмотри картинку и найди приметы весны», «Встречайте, прилетели!» (найти различия между похожими птицами), «Внимание: первоцветы!» (посвящена исчезающим лекарственным растениям наших лесов), поэтический клуб и завершающее творческое задание «Весенняя палитра» или пальчиковый театр (в ходе театрального диалога или по картинке сделать вывод по прогулке). В работе с детьми с ЗПР важно не перегружать их познавательной деятельностью, включать больше заданий на нахождение различий между предметами, при выполнении которых такие дети испытывают наибольшие трудности. При создании лепбука для детей с нарушениями слуха педагоги СП д/с № 85 пришли к очевидному выводу, что компенсировать слуховой дефект можно и нужно за счёт развития речи, в связи с чем в содержании пособия были включены: игры на поддувание, на развитие воздушной струи, на развитие силы голоса, «Волшебные тени», «Играем эмоциями», «Волшебные соты», скороговорки и загадки, угадывание музыкальных инструментов по звучанию. Серьёзнейшей проблемой здоровья дошколят являются нарушения опорно-двигательного аппарата, которым посвятили свой лепбук педагоги СП д/с № 4. Таким детям трудно осуществлять доставание предметов из различных кармашков, поэтому в оформлении материалов широко используются всевозможные задвижечки. Содержание пособия разбито на 6 блоков: комплексы коррекционных упражнений, игры на развитие мелкой моторики, на развитие сенсорных способностей, на логическое мышление, на развитие памяти и эмоций. Главная цель при работе с такими детьми-способствовать повышению двигательной активности; развитие двигательно–моторной координации. Настоящий бич сегодняшнего дня – гиперактивные дети, которых крайне сложно увлечь чем-то на длительное время. При этом познавательное развитие такого ребёнка находится на довольно высоком уровне и «угодить» им бывает крайне сложно и хлопотно для любого педагога. Решением проблемы занятости таких детей занимались педагоги СП д/с № 78 при создании своего уникального учебного пособия. Собрали и апробировали на практике с детьми такие игры и задания как: «Бусины-передвижки», «Заплети куколку», «Тетрис», «Заплатки», оригами, пазлы и др. Очень красочный и эстетичный получился у наших коллег чудо-лепбук!  Дети с умственной отсталостью – это тоже, к сожалению, реалии сегодняшнего дня. Лепбук для таких детей, по мнению педагогов СП д/с № 22, должен быть направлен на развитие в первую очередь мелкой моторики, чему способствует включение в содержание пособия таких игр и заданий как: пазлы из 2-ух частей, прищепки, игры для развития навыков самообслуживания, конструирование из счётных палочек, простые крупные раскраски, куклы-шнуровки, пальчиковая дорожка. Вот таким зрелищным творческим и насыщенным получилось у нас практически финальное в этом уч.году заседание методического объединения, на память о котором в копилке каждого структурного подразделения останется «Сертификат участника общественной презентации «Лепбук – универсальное учебное средство вовлечения детей с ОВЗ в образовательную деятельность», официально заверенный администрацией МКДОУ д/с «Гармония».

Желаем нашим талантливым педагогам новых находок в работе со своими «особыми» воспитанниками!

Материал подготовила старший воспитатель д/с № 85 Краснокутская Юлия Викторовна
Эта Запись была опубликована в Рубрике: Новости. Добавьте в закладки ссылку на эту Запись.

Comments are closed.