Педагоги д/с №33 проверили себя на психологическую готовность работать в поликультурной среде

Наше общество является поликультурным, где с особой остротой встают вопросы о национальных особенностях образования. Поликультурное воспитание – это составной элемент мировоззрения человека, способ формирования его открытой, принимающей и понимающей позиции при соприкосновении с представителями разных культур, формирование отношения к своему и другим народам с помощью средств материальной, духовной и нравственной культуры. Цели и ценности поликультурного образования декларированы в основных документах РФ, касающихся образования: Конституции РФ, Законе «Об образовании», Федеральной программе развития образования и т.д. В этих документах фиксируются принципы, которыми педагогический коллектив намерен руководствоваться в реализации концепции поликультурного образования: принцип гуманизма, принцип культуросообразности и принцип единства образовательного процесса. С целью проверить насколько наши педагоги психологически готовы работать в условиях многонациональности детского коллектива, в ДОУ была приглашена кандидат психологических наук Рыбакова Людмила Александровна (НТГСПИ). Она провела с коллективом занятие – тренинг, в ходе которого педагогам предстояло выполнить несколько интересных и необычных заданий, посмотреть видеоматериалы, принять участие в обсуждении различных вопросов и высказаться о своих чувствах и мнениях. Само начало встречи было интересным и создало положительный эмоциональный настрой: педагогам было предложено поприветствовать друг друга жестами, принятыми у разных народов. И прежде, чем перейти к выполнению заданий, педагогами единогласным голосованием были приняты правила, которые необходимо соблюдать при проведении подобного рода мероприятий. Первое задание было на осознание себя как представителя этноса. Выполняя его, педагогам пришлось ответить самим себе на вопрос «Кто я ?», вспомнить какие народы есть в их семье(по линии отца, матери, бабушек и дедушек), и они смогли определить актуализирована у них этническая идентичность или нет. Потом Людмила Александровна предложила посмотреть запись русского народного танца «Берёзка». Совместное обсуждение образов – символов в танце и в нарядах (хоровод, красный сарафан, платок, веточка берёзы), подвело всех к выводу о том, что трансляция культурных кодов, ценностей осуществляются не в прямую, а с помощью различных средств: танцев, трапезы, обычаев, обрядов и т.д. В подтверждение данного вывода, педагогам было предложено выполнить упражнение «Представление от имени национального блюда», где, разбившись на подгруппы из 3-4 человек, предстояло придумать рассказ от имени национального блюда. Педагоги творчески подошли к выполнению задания: одна подгруппа составила распространённый рассказ от имени украинского борща, другая подгруппа свой рассказ от имени армянской долмы представила в виде зарисовки основных ингридиентов, а третья подгруппа рассказала о русском пироге в стихотворной форме. Обсуждение рецептов подвело к выводу о том, что в национальном блюде практически всегда отражаются традиции и характер народа. Следующее задание было на осознание этнокультурных различий, которое подвело к выводу о том, что практически все мы испытываем неудобство, когда встречаемся с отличными от своей этнической культуры привычками, традициями и обычаями. И уже в следующем задании педагогам предстояло проработать этностереотипы и предубеждения. Вывод был таков: в ситуации конфликта стереотипы теряют «зерно истины», перестают играть свою положительную роль и становятся несправедливыми. Потом Людмила Александровна продемонстрировала презентацию «Культура», где рассматривалось определение слова «культура», образцы культур, различия культур. Последним заданием стала ролевая игра «Пространство общения», где одному игроку приходилось играть роль ребёнка или взрослого другой национальности, а второму игроку необходимо было наладить невербальный контакт с ним. Упражнение показало, что не все готовы к общению с представителями другой национальности.  Завершилась встреча обсуждением того, какие чувства испытали педагоги в процессе общения, что их удивило. Каждый пришёл к выводу о том, что встреча была интересной и заставила задуматься над тем, чему раньше не уделялось особого внимания. Коллектив и гостья попрощались общим «Танцем благодарности». Руководство и коллектив детского сада № 33 выражают благодарность Рыбаковой Людмиле Александровне за эту информативную, познавательную встречу и надеются на дальнейшее сотрудничество.

Материал подготовила ст. воспитатель д/с №33 Я.А. Дедюхина.

Эта Запись была опубликована в Рубрике: Новости. Добавьте в закладки ссылку на эту Запись.

Comments are closed.