ПМПК: новый взгляд. Принципы деятельности, основные задачи и функции.

Абривиатура «ПМПК» становится в последние годы все более знакомой и понятной тем, кто столкнулся с проблемой в развитии, воспитании и обучении детей. Это, прежде всего родители, педагоги, врачи, социальные и медико-социальные службы.  По последним статистическим данным происходит снижение числа здоровых новорожденных: 70% — физиологически незрелых и лишь  4% абсолютно здоровых детей.

Есть дети, которым помощь нужна уже сейчас – это, прежде всего, дети с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) – организация, в составе которой  работают специалисты разных направлений для различных нарушений развития: дефектолог, логопед, психолог, психиатр, невролог, сурдолог.  В нашем городе территориальная областная ПМПК работает с детьми, имеющими нарушения слуха, речи, снижение интеллекта и находится эта организация на базе ГКОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат» по адресу: ул. Аганичева, 16а.

В ПМПК могут обратиться родители сами, по собственной инициативе, или по направлению от специалистов. Если врачи или педагоги замечают какие-то особенности в развитии ребёнка и не могут самостоятельно помочь ему  и семье, то направляют  ребёнка на комиссию. Первая задача  ПМПК  правильно квалифицировать то,  что происходит с ребёнком. При разных нарушениях – свои специфические  отклонения. Именно их необходимо учитывать в процессе обучения.

Главная задача – выявить сильные и слабые стороны ребёнка. После этого определить, нужна ли ребёнку адаптированная  (специальная) программа, а также дополнительные образовательные или реабилитационные услуги. Специалисты ПМПК  не диагностируют какие-либо заболевания (диагноз, как правило, ставит врач), а видит их проявления сквозь призму психолого-педагогических методов и знаний в сфере дефектологии. ПМПК не определяет, где будет учиться ребёнок. Это решают родители совместно с органами  управления образования, а  ПМПК отстаивает  интересы детей с особенными потребностями.

 Все дети имеют право на обучение и образование – это базовое право любого ребёнка. Не все дети могут реализовать это право без специально созданных образовательных условий. Создать такие условия — первоочередная задача дошкольной образовательной организации.

Перечень документов, предоставляемых в территориальную ПМПК строго определён и подаётся по утверждённой форме (см.официальный сайт ПМПК г.Нижний Тагил).

К этим документам относятся:

1. Заявление от обоих родителей (законных представителей) о проведении обследования ребёнка в психолого-медико-педагогической комиссии. В случае отсутствия одного из родителей предоставляется копия документа, подтверждающего факт воспитания ребенка одним из родителей (свидетельство о смерти, свидетельство о расторжении брака, удостоверение одинокой матери, справка о рождении из ЗАГС — форма № 25, справка о розыске, справка о нахождении в местах лишения свободы, решение суда о лишении родительских прав и т.д.).

2. Согласие родителей (законных представителей) на обработку своих персональных данных и персональных данных ребенка.

3. Направление образовательной организации.

4. Родители (законные представители) предъявляют в комиссию паспорт или иной документ, удостоверяющий их личность.

5. Копию документа, подтверждающего полномочия законных представителей по представлению интересов ребенка (приказ об установлении опеки, договор приемной семьи).

6. В случае смены фамилии родители предоставляют копии следующих документов: свидетельства о расторжении брака, свидетельства о повторном браке.

7. Копия свидетельства о рождении и копия паспорта ребенка, достигшего 14 лет (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копией).

8. Амбулаторная карта.

9. Подробная выписка из истории развития ребенка с заключениями: врача-педиатра, врача-офтальмолога, врача-отоларинголога (сурдолога), врача-невролога, врача-психиатра.

10. Копия справки МСЭ (ребенок-инвалид).

11. Характеристика воспитанника, выданная образовательной организацией.

12. Логопедическое представление (при необходимости).

13. Заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации с данными о результатах коррекционной работы воспитателя, психолога, логопеда.

14. Рисунки и другие результаты самостоятельной деятельности ребенка.

15. Копия заключения (заключений) ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии).

16. Карта учета динамики развития ребенка (при повторном обращении).

После сбора всех необходимых документов необходимо связаться с секретарём ПМПК и произвести запись на обследование дошкольника.

В случае сопровождения воспитанника и его законных представителей педагогом дошкольной организации (а это сделать весьма целесообразно!) рекомендуется после получения разрешения специалистов ПМПК присутствовать на собеседовании с ребёнком, консультироваться со специалистами ПМПК по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с тем, чтобы создать таким детям оптимальные образовательные условия.

Сопровождение обучающихся  в образовательном учреждении осуществляется  специалистами  психолого-медико-педагогического консилиума. Психолого-медико-педагогический консилиум  может сопровождать обучающегося только с согласия  родителей  (законных представителей) и на основании договора о взаимодействии  с родителями   и договора о взаимодействии с ПМПК. 

При условии слаженной комплексной и систематической работы всех педагогов и служб детского сада можно будет говорить о действенной инклюзии в системе дошкольного образования.

Эта Запись была опубликована в Рубрике: Новости. Добавьте в закладки ссылку на эту Запись.

Comments are closed.