“Кто имеет увлечение, проживает две жизни”
(китайская пословица)
В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”. Есть дети с неровным поведением, двигательно — активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Ребята редко приходят в группу с пустыми руками. Это могут быть и фантики, и открытки, и мелкие, а то и крупные игрушки, вкладыши, морские сувениры. Что только не хранится в карманах наших детей! Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жвачек, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится! Это стремление детей к собирательству мы учли при организации очередной выставки в нашем детском саду под названием «Коллекция интересов». В течение недели все группы воспитанников под руководством экскурсоводов-педагогов совершили путешествие к любимым экспонатам из коллекций нашей детворы. В качестве экспонатов выставки собраны коллекции камней, ракушек, листьев, шишек, семян и плодов растений, есть коллекция динозавров, поросят, марок, открыток, календариков и вкладышей от жвачек. Поистине уникальной по мнению всех посетителей выставки стала яркая самобытная коллекция матрёшек, собранная несколькими поколениями семьи нашего воспитанника! Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки. Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.