Появление в коллективе молодых педагогов – это радость и для руководителя, и для коллег. Случается,что в детские сады приходят специалисты, имеющие педагогическое образование, но не специальное, без опыта работы. Характерным для этих категорий педагогов является отсутствие опыта и специальных знаний, большинство из них боятся собственной несостоятельности и критики администрации, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Проблема также в том, что с первого дня работы начинающий воспитатель имеет те же самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и педагог с многолетним стажем, и все вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма. В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
- Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
- Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы по профилю.
Говоря о наставничестве, мы имеем в виду одну из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера.
Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:
– повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;
– развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ДОУ;
– предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;
– снизить текучесть кадров.
Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.
Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:
– привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОУ;
– ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.
В формировании системы наставничества мы в своём детском саду руководствуемся такими основными принципами:
- Добровольность и целеустремленность работы наставника.
- Контакт наставника и подшефного.
- Личный пример наставника.
- Доброжелательность и взаимное уважение.
- Уважительное отношение к мнению подшефного.
- Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставник помнит, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом наши наставники применяют наиболее эффективные формы и методы:
– обучение на рабочем месте;
– участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города);
– самообразование;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– открытые занятия коллег;
— анкетирование по актуальным проблемам;
– решение и анализ педагогических ситуаций;
– обучение составлению планов-конспектов занятий, конструктов, технологических карт и т.д.
На первом этапе все начинается со знакомства. Это знакомство молодого или начинающего специалиста с коллективом, с корпоративной культурой, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в детском саду. Отдельное внимание уделяется изучению особого нормативно-правового акта на уровне МКДОУ д/с «Гармония» — Кодексу профессиональной этики. Следующий этап в работе – ознакомление с особенностями построения образовательно-воспитательной работы. В начале сотрудничества уточняются вопросы, которые наиболее актуальны для молодого или начинающего специалиста, а также выделяются важные моменты в работе и акцентируется внимание подшефного на них. По детскому саду составляется план работы с молодыми и начинающими педагогами.
Результатами введения системы наставничества в нашем учреждении являются:
– система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника, а также узких специалистов и администрации учреждения;
– копилка эффективных форм и методов работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
– работа молодого воспитателя по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
– необходимая помощь и поддержка начинающему педагогу на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.
Таким образом, использование системы наставничества в ДОУ позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.