В настоящее время неуклонно растет количество детей с различными речевыми нарушениями. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. При диагностике речевого развития воспитанников логопедической группы я, как учитель — логопед, всегда обращаю внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы. Ведь речевое дыхание — основа звучащей речи. Именно правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания таких просодических функций как громкость речи, её ритмический рисунок, плавность и интонационная выразительность. У ребят, посещающих группу с ТНР, речевое дыхание, как правило, не сформировано. Проявляется это в слабом вдохе, недостаточном объёме выдыхаемого воздуха, выдохе слабой силы, неправильно направленной выдыхаемой воздушной струе и т.д. Поэтому формирование речевого дыхания является одним из первых этапов коррекционной работы с детьми — логопатами. На это направлен и реализуемый в нашей группе педпроект под названием » Наш дружок — ветерок. » Проект долгосрочный, его участниками, наряду с детьми старшего дошкольного возраста, являются учитель — логопед, воспитатели группы, специалисты и родители. Использование проектной деятельности в коррекционно-логопедическом процессе способствует более прочному и полноценному освоению детьми новых умений и навыков. С помощью разнообразных занимательных игр и упражнений, с помощью интересных методических пособий мы развиваем у ребят объём лёгких, формируем грудобрюшной тип дыхания, вырабатываем плавную длительную направленную воздушную струю. Целенаправленная, регулярно осуществляемая работа учителя-логопеда с воспитателями и родителями по развитию речевого дыхания у детей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции недостатков звукопроизношения.
Материал подготовила учитель-логопед Романова Е.Л.