Новое — хорошо забытое старое?

 

Основателем первых детских садов является выдающийся немецкий педагог и теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фребель. В  1839 году в Блакенбурге им было открыто учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. В отличие от существовавших в то время детских приютов, цель детского сада Фребеля состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети растут как цветы (отсюда термин «детский сад») и задача воспитателей в том, чтобы заботиться о них и способствовать их наиболее полному раскрытию. В системе Фребеля главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности в процессе игры. Обучение детей в детских садах Фребеля было построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом, названном «дарами Фребеля», куда входили предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу действия с ними: вязаные шарики; кубы и цилиндры; мячи разных цветов и размеров; палочки для выкладывания; бумажные полоски для плетения и аппликаций и т.д. Важным принципом системы Фребеля является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрировал ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождал свой показ специальным текстом: стишком или песенкой. Система Фребеля предполагала активное участие взрослого в деятельности ребенка: передача «даров», демонстрация способов действия с ними, стишки и песенки — все это исходит от воспитателя. В связи с этим в процессе массового использования игр с дарами Фребеля заложенные принципы побуждения ребенка к самостоятельным действиям были извращены и превратились в формальные упражнения, в которых основную активность брал на себя взрослый, а ребенок оставался лишь слушателем и наблюдателем. В результате эти занятия утратили свой развивающий эффект, а система Фребеля получила массу критики за формализм, педантизм, дидактизм, излишнюю регламентацию деятельности детей. Но, как известно, все новое — это хорошо забытое старое. Изучив методику даров Фребеля, педагог детского сада № 33 Анна Петровна выбрала это направление в качестве деятельности в межаттестационный период. И на практике выясняется, что соблюдение теоретических и методических принципов системы Фребеля зависит от формы подачи педагогом материала.  Очевидно, что занятия с дарами детям интересны и реализуют цель системы — создание условий для развития потенциала каждого ребенка. На практикуме для воспитателей детского сада Анна Петровна познакомила педагогов с первым «даром» — цветными мячиками. Казалось бы, обычный предмет — что можно сделать с простым вязаным шариком. Но все присутствующие были впечатлены. Оказывается, для каждого движения с мячом совершенно по-особому нужно координировать движения руки, причем, эти движения и различия между ними настолько тонкие, что едва заметны даже для взрослого. При этом, для ребенка — это очень важное упражнение развивающее сенсомоторную координацию. Знакомство с первым «даром» было особенно важно для педагогов групп раннего возраста Марии Сергеевны и Натальи Юрьевны, поскольку именно цветные шарики (мячики) рекомендованы для младшего дошкольного возраста. Также Анна Петровна, продемонстрировав собственноручно связанные мячики, сообщила, что мячик можно рекомендовать родителям для занятий с ребенком дома, изготовив его самостоятельно. Пополнение развивающей среды детского сада «дарами» Фребеля даёт дополнительные дидактические возможности для вариативности обучения, сохраняя при этом заложенный в систему автора принцип деятельности и активности ребенка. Работа с «дарами» Фребеля в детском саду продолжается во всех возрастным группах.

Эта Запись была опубликована в Рубрике: Новости. Добавьте в закладки ссылку на эту Запись.

Comments are closed.